Логотип Юлии Карповой

Эмпатия

 

Ещё один способ осознания эмоций  – эмпатия. Это понимание другого человека путем вчувствования в его переживания. Эмпатия бывает собственно эмоциональной (основана на механизмах подражания реакциям другого человека), когнитивной (базируется на интеллектуальных процессах – сравнении, аналогии и пр.) и предикативной (проявляется как способность предсказывать реакции другого человека в конкретных ситуациях).

Как особые формы эмпатии психологи также выделяют сопереживание и сочувствие. Первое – это переживание тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним. Сочувствие же – это переживание человеком собственных эмоциональных состояний в связи с чувствами собеседника. Если схематично описать это свойство – эмпатию, то выглядеть это может так:

 

Эмпатия

 

Личностное свойство

1. Осознание эмоций (как способность).

2. Осознание собственных эмоций, причин их возникновения как защита от «заражения» эмоциями других людей.

 

Навык понимания эмоций других людей

 

1. Осознание невербальных сигналов других людей: мимики, жестов, позы, расположения в пространстве.

2. Осознание паралингвистических сигналов других людей: интонации, темпа речи, громкости голоса.

3. Уточнение своего понимания эмоции другого человека:

- вопросы

-вербализация, эмпатические высказывания («Я чувствую, что ты сейчас испытываешь…», «С тобой сейчас происходит…»).

- техники активного слушания

 

   Наверное, тебе интересно узнать, когда человек впервые начинает использовать эмпатию в своей жизни?

Ты удивишься, но это происходит вместе с рождением! С момента появления на свет и до семи лет ребенок воспитывается на эмпатии, то есть он воспринимает окружающий мир через чувства и эмоции своей мамы. Конечно, это происходит неосознанно, однако роль этого периода жизни в формировании навыка осознания эмоций огромна. И если, например, мама малыша в этот период чувствует себя по каким-то причинам не очень хорошо или даже плохо, а ребенку говорит, что все хорошо, в итоге у него развивается недоверие к самому себе. Ведь он чувствует, что происходит что-то нехорошее, а ему говорят, что все нормально, то есть где-то кроется обман.

   В шесть-семь лет происходит интеграция ребенка в социум. Иначе говоря, он идет в школу. С этого времени вплоть до подросткового возраста эмпатические способности уменьшаются, потому что основная масса энергии начинает тратиться на построение отношений, завоевание позиций в коллективе и на прочие «социальные» моменты. В подростковом возрасте, приблизительно с 11 лет, эмпатия снова обостряется, но при этом выходит на новый уровень, потому что уже не его мама, а сам человек оказывается той «призмой», в которой отражается весь мир, наполненный самыми разными эмоциями и чувствами.

 

   Как ты понимаешь, у взрослых людей эмпатия может быть развита по-разному. Есть некоторые профессии, их не так много, где эмпатия очень важна. Например, это профессия психолога-консультанта, где без развитой эмпатии помочь клиенту было бы очень сложно. А вот для руководителя эмпатия может быть даже вредной, потому что может помешать ему принять стратегически верное решение, если он будет чрезмерно «вчувствоваться» в состояния своих подчиненных.

 

   Когда человек в жизни руководствуется только своей эмпатией, у него не получается соблюдать свои интересы, он превращается в своеобразную «призму», в которой отражается множество окружающих людей со своими судьбами и чувствами, а для него самого места и сил просто не остается. Поэтому для человека гораздо более полезно не стремиться развить в себе эмпатические способности, а научиться распознавать собственные «сигналы тела» чтобы осознавать собственные эмоции. И ещё полезно развить в себе навык понимания «сигналов тела» других людей, чтобы общение с ними было полноценным и конструктивным.

 

Комментарий Марии:

Вообще говоря, мы чаще всего задаемся вопросом, как же научиться понимать эмоции, когда осознаем, что эти самые эмоции активно управляют…нами, нашим поведением и состоянием. То есть часто это происходит «не от хорошей жизни». Сложность состоит в том, что осознавать сильные, бьющие «через край» или внезапно нахлынувшие эмоции крайне сложно, а часто  и совсем невозможно. Это так называемое состояние аффекта, когда разум полностью отключен, и человек на сто процентов находится во власти эмоций, и уже неважно, «хорошие» это эмоции или «плохие».
 

Осознай эмоцию

Трудные задачи