Логотип Юлии Карповой

Доброго дня тебе! Начать наш разговор про осознание эмоций я хочу с небольшого диалога, подслушанного мной однажды. Наверное, ты тоже хотя бы раз слышал, а может, и говорил нечто подобное. Итак…


- Привет! Как твои дела? 
-Да, привет. Никак. Неприятности. Вернее, куча проблем. И все – по работе.
- Понятно. Расскажешь? 
-Да, рассказывать, собственно, нечего… (далее следует детальный, с мельчайшими подробностями, рассказ о том, что же именно происходит в офисном пространстве компании, кто и что сказал, сделал, как и на кого посмотрел и кто именно во всем этом виноват).
- А что с тобой происходит в результате всего этого?
- Да как что? Ты что, не понимаешь? Кругом одни идиоты, которые сговорились испортить мне жизнь и карьеру!
- Так, а когда кругом, как ты говоришь, одни идиоты, ты чувствуешь….Что?
- Да я прямо ощущаю, как мне хочется всех убить! Или уволить, но так, чтобы на всю жизнь запомнили!
- Это ты говоришь о действиях, а я тебя спрашиваю, что ты чувствуешь. Эмоции какие?
-Да причем тут эмоции! Я тебе говорю, что никто работать не хочет, и я опять должен тащить всё на себе, а ты про какие-то дурацкие эмоции!


Остановимся пока что, хорошо?

Обратил ли ты внимание на что-либо в этом диалоге?

С одной стороны, вроде бы ничего необычного в нем нет. Два человека разговаривают о жизни, о том, что происходит на работе у одного из них. Судя по манере, эти люди хорошо знакомы, возможно, даже дружат. Возможно, тот, кто задавал вопросы, увидел, что с собеседником что-то не так.

А о чем они пытались поговорить на самом деле?

Что читается в «подстрочнике» их беседы?

Что именно человек, у которого проблемы на работе, хочет сообщить своему собеседнику?

И чего ждет от него на самом деле?

Давай задумаемся над этим вместе.


Вообще говоря, фактическая информативность диалога этих людей невысока. Они не обсуждают какой-либо проект, у них нет цели принять общее решение или сообщить друг другу какую-то важную информацию. И помощи никто ни у кого не просит, а, соответственно, оказывать ее тоже никто не собирается. Так зачем же, в таком случае, все эти «разговоры ни о чём»?

Если посмотреть с рациональной точки зрения, пользы от них немного, это правда.

Однако, если изменить угол зрения и взглянуть на беседу иначе, все встанет на места. Дело в том, что основной предмет этого диалога – эмоции. Нам важны эмоции обоих участников, однако центральны всё же эмоции того, кто делится ими, то есть пытается рассказывать о проблемах на работе.

 
О чём говорит этот человек?

Перечитай еще раз его слова. Да он просто кричит о…своих чувствах!

Пересказывая события, он сообщает своему собеседнику о том, как именно он сам относится к происходящему, что он испытывал в тот момент и испытывает сейчас. Он  сообщает о важности событий для себя лично, и отклик его натуры на них действительно очень силен!

А осознает ли он сам это?

Как ни странно это звучит, нет, не вполне. Потому что на повторяющийся вопрос своего собеседника «А что ты чувствуешь?» он ни разу не ответил. Наоборот, внимание к его эмоциям вызвало у него усиление этих самых эмоций, причем негативных, направленных уже на того, кто задавал вопрос.


Что такое осознание эмоций?
Давай задумаемся над этим. Предлагаю тебе провести небольшой эксперимент. Обведи взглядом пространство, в котором ты сейчас находишься, и ОСОЗНАЙ первый предмет, который попадется тебе на глаза.

Удалось ли тебе это?

Что именно ты сделал?

Что это был за предмет? Дверь? Окно? Шкаф? Или что-то другое? Тогда что именно?

 

Я думаю, ты уже догадался, о чём речь. 
В момент, когда ты называешь словом нечто, появившееся в поле твоей видимости, и происходит твоё ОСОЗНАНИЕ этого. Этот же принцип работает по отношению к тому, что происходит внутри нас, в нашем организме, теле или нашем сознании. Если ты не знаешь, как называется нечто, ты либо вообще затруднишься с осознанием этого, либо будешь пытаться описательно, через другие слова, обозначить это. 


Итак, если говорить совсем просто, осознание  - это называние чего-либо словом, описание этого посредством слов. В процессе воспитания и взросления человек овладевает всё большим словарным запасом, а значит, и слов для «осознания мира» у него становится всё больше. Трехлетний ребенок и двадцатилетний юноша по-разному осознают мир еще и потому, что пользуются для этого разным набором слов. Каждому предмету соответствует какое-то название, и если этот предмет попал в поле нашего внимания, то и слово для него обнаруживается незамедлительно.

 
А как обстоят дела с эмоциями и чувствами?

Есть ли для них слова?

Как ты догадываешься, конечно, есть, и немало. И они нам известны, если не все, то очень многие.

Только не кажется ли тебе, что они какие-то…абстрактные?

Ну, в том смысле, что они обозначают нечто, что нельзя «потрогать руками», к тому же пользуемся этими словами мы далеко не каждый день. То есть они явно находятся не в активном словарном запасе, а, скорее, в пассивном. 


Комментарий Марии:
Спроси себя, часто ли ты отмечаешь, что «сейчас я испытываю сильную  радость», или «в данный момент я чрезвычайно раздражен», или «я раздосадован по поводу этого недоразумения»?

Скорее всего, как большинство людей, эти эмоции ты выражаешь восклицаниями типа «Здорово! Класс! Супер!» и «Чтоб вам всем пусто было!»? Ну, или другими, не менее эмоционально окрашенными словами. 


Удивительно, но факт: называть свои эмоции  «не принято». Этому никто не учит детей и подростков ни дома, ни в школе. А взрослый человек в итоге поневоле оказывается в своеобразной ловушке: чувствовать-то он всё чувствует, а вот ЧТО ИМЕННО  и в какой момент – непонятно. И происходит вот что: неосознанные эмоции уходят в глубину личности, в подсознание, там они подавляются, но не исчезают. Да, они никуда не уходят, а копятся там в своей неосознанности, при этом существенно влияя на жизнь человека не самым лучшим образом. 


Особенно это касается негативных эмоций, таких как раздражение, гнев, обида, тоска и т.д. Они, оставаясь неосознанными, влияют не только на отношения с другими людьми и на восприятие человеком жизни вокруг, но и на организм в целом. Эти эмоции, будучи загнанными в подсознание, часто проявляются различными заболеваниями в опорно-двигательном аппарате (болит шея и плечи, «сводит» руки, «ноет» поясница), а также  болезнями внутренних органов человека (всевозможные гастриты, язвы, заболевания горла и пр.). Конечно, это не означает, что если у человека что-то болит, это его подавленные эмоции сыграли с ним злую шутку, однако связь между телом и эмоциональным фоном жизни человека очень существенная и отмечается не только психологами, но и докторами.


На что еще влияет осознание своих эмоций?

Как ни странно, на качество жизни. Потому что как понять, что ты живешь полноценной жизнью, если не знаешь, что именно чувствуешь, и что происходит с эмоциями? Ведь чувство полноты бытия – это тоже ЧУВСТВО! То есть абсолютное субъективное ощущение, возникающее в сознании и теле человека при определенных обстоятельствах. Кстати, ты, наверное, уже задумывался над тем, насколько вообще могут быть объективны испытываемые эмоции? Ответ прост: они в принципе не могут быть объективны! Ведь эмоция – это «индикатор», маячок субъективного отражения объективной реальности. Это то, как данный конкретный человек (например, ты) в данную минуту воспринимает окружающий мир и чувствует нечто по этому поводу. Что ты чувствуешь, когда видишь чистое голубое небо? А что чувствует в это время кто-то еще? Ты уверен, что то же самое? Вполне возможно, что-то совсем другое.


Упражнение «Описание эмоций»


По возможности, выполни его вместе с кем-то, кого ты считаешь близким человеком. Это может быть родственник или близкий друг, партнер, тот, кому ты доверяешь и кого, как думаешь, неплохо знаешь. 


Заполни, пожалуйста, таблицу, приведенную ниже. В первую пустую колонку предлагаю тебе вписать своё понимание того, что означает та или иная эмоция. И в каком случае, как ты считаешь, человек ее может испытывать. Опирайся на свой жизненный опыт, не нужно искать правильное толкование слова в словарях, ведь важно, что для тебя означают эти эмоции именно для тебя. 
Затем заполни вторую колонку таблицы со слов своего близкого человека (необязательно показывать ему свои записи, можно просто задавать вопросы и кратко фиксировать его ответы самому).

 

Эмоции    

Ты: что означает эмоция + когда ее испытывают    

Твой партнер: что означает эмоция + когда ее испытывают


Нежность        
жалость        
беспокойство        
Изумление        
Раздражение        
Обида        
Предвкушение        
Досада        
Стыд        
Блаженство  

     

Быстро ли тебе и твоему партнеру удалось найти описание для приведенных в таблице эмоций?

Вызвало ли что-то затруднение?

Что именно?  

Как ты думаешь, почему оно возникло?

Совпало ли понимание каждой эмоции тобой и твоим партнером?

Есть ли в ваших объяснениях существенные различия?

Может быть, в чём-то возникло принципиальное несогласие?

Что ты чувствуешь сейчас, когда упражнение уже выполнено?

 

Ответь письменно на эти вопросы. 
 

Эмоции в диалогах и жизни

Зачем возвращаться в детство

Предыдущая страница

Трудные задачи
Эмоции в диалогах и жизни