Логотип Юлии Карповой

 

Упражнение «Работа с образом»

 

   Оно займет 20-30 минут. Приготовь чистую бумагу, цветные карандаши (мелки, краски, фломастеры) и следуй инструкции:

Поставь 2 стула на некотором расстоянии друг напротив друга, сядь на любой из них.

Вспомни неприятную ситуацию, которая периодически повторяется в твоей жизни и доставляет тебе массу неприятных ощущений. К примеру, каждый раз, когда нужно выступать перед большой аудиторией, в горле возникает комок, перехватывает дыхание, голос пропадает, и нет возможности говорить не то что громко и красиво, а вообще хоть как-то. Или когда кто-то кричит на тебя, ты впадаешь в ступор и не можешь ни соображать, ни отвечать на агрессию собеседника ни даже двигаться.

   Осознай, что в этот момент (когда такое случается) происходит в твоем теле, где возникает напряжение, неприятное ощущение, боль, чувство сдавленности. Найди визуальный образ для этого ощущения. Это может быть горячий шар, черная пустота, ком ваты, острый нож, камень или что-то другое. Не торопись, представь, как может выглядеть твое неприятное ощущение:

Какого размера этот образ?

Какой он формы?

Из какого материала он сделан?

Какого он цвета?

Это что-то полое изнутри или нет?

Какое это на ощупь?

Это горячее или холодное?

Какой запах у этого образа?

 

   Возьми чистый лист бумаги, карандаши (мелки, маркеры или краски) и нарисуй то, что возникло в твоем воображении. Твои художественные способности в данном случае не имеют значения, тебе нужно просто изобразить каким-то образом то, что ты представил. После этого придумай название своему нарисованному образу и подпиши его внизу листа. Внимательно посмотри на свой рисунок. Что ты сейчас чувствуешь по отношению к нему?

Пересядь на другой стул, возьми в руки свой рисунок и представь, что ты – этот нарисованный образ, тебя зовут так, как написано внизу рисунка. Почувствуй себя в этом состоянии, после этого ответь на следующие вопросы:

Кто ты?

Когда ты появился?

Что ты заставлял делать ребенка иначе, чем обычно? Что ты не позволял ему делать?

Сколько лет было ребенку, когда ты появился впервые? Что тогда произошло? Опиши эту ситуацию максимально подробно.

От чего более страшного ты тогда уберег ребенка?

 

   Вернись на свое изначальное место (первый стул) и поговори с образом, изображенным на рисунке:

Поблагодари его за то, что он много раз спасал тебя в жизни.

Сообщи ему, что ты уже давно вырос и можешь сам отвечать за свои поступки. Кроме того, не так много ситуаций, когда жизни действительно угрожает реальная опасность.

Попроси этот образ измениться так, чтобы ты мог быть самим собой: достигать своих целей, осознанно делать выбор в жизни.

 

   Нарисуй на чистом листе, как видоизменился, трансформировался этот образ после диалога с тобой.

Во что он превратился?

Что ты сейчас чувствуешь?

Что изменилось в твоем состоянии и в твоем рисунке?

 

   Это упражнение полезно, поскольку дает возможность поработать с детскими психологическими защитами, которые возникли в детстве в какой-то экстремальной для ребенка ситуации, чтобы ребенок не причинил себе вред и смог пережить очень опасную ситуацию. Например, ком в горле и невозможность говорить могла появиться тогда, когда детский организм распознал какую-то ситуацию (возможно, связанную с мамой) как опасную и уберег ребенка от нежелательных последствий. Так, зажатый в горле крик мог уберечь малыша от физического наказания или остановить мать, которая уже несколько раз ударила ребенка.

   Как ты понимаешь, когда взрослый человек вдруг начинает испытывать это же ощущение, он таким образом «впадает» в детский образ, как бы возвращается в свою раннюю психологическую травму. С помощью упражнения можно «договориться» с этим механизмом защиты, чтобы в подобных ситуациях вести себя по-взрослому, а не под влиянием детской травмы.