Логотип Юлии Карповой

ТИПЫ НЕКОНСТРУКТИВНОГО (ИРРАЦИОНАЛЬНОГО) МЫШЛЕНИЯ

 

1.  Чрезмерно категоричное: Мир видится в чёрно-белых тонах, без цвета и полутонов. Если  что-либо сделано не абсолютно совершенно, то человек с таким типом мышления считает себя полным неудачником. Или наоборот при совершении доброго дела – героем и благодетелем человечества.

 

2.  Чрезмерное обобщение: На основании единичных фактов формулируется глобальный (и ничем не подтверждённый) вывод. Часто используются слова-абсолюты «все, всё, всегда, никогда, никто, ничего».

 

3.  Перфекционизм: Излишняя требовательность к себе, окружающим людям и ситуации в целом. Все в мире подчинено ПРАВИЛАМ, далеко не всегда рациональным. Часто используются слова «должен, обязан, надо».

 

4.  Неоправданный пессимизм: Замечаются только плохие и игнорируются позитивные стороны жизни. «Эффект подзорной трубы», при котором преуменьшаются хорошие новости и преувеличиваются плохие. Прогнозы на будущее неоправданно мрачные.

 

5.  Катастрофизация: Это своеобразное «раздувание из мухи слона». Происходит преувеличение негативного события до тех пор, пока оно не вырастает в сознании человека до размеров катастрофы. Могут использоваться слова «кошмарный, ужасный, страшный, трагический» и т.д.

 

6.  Гедонистическое мышление: Мышление, нацеленное на максимальное удовольствие и полное устранение страданий и любых ограничений. Часто встречаются фразы: «я этого не выдержу», «мне это нужно прямо сейчас», «это слишком тяжело».

 

7.  Вязкое мышление: Человек снова и снова возвращается к одной и той же мысли, пока она не заполняет собой всё пространство сознания. При этом каждая последующая попытка решить проблему всё менее успешна.

 

8.  Мечтательность и отрицание реальности: Человек полон красочных, но абсолютно нереалистичных ожиданий насчёт себя, других людей, работы, профессии, окружающего мира и т.д. При этом часто не видит реальной проблемы или убеждает себя, что проблемы не существует, хотя на самом деле она очень актуальна.

 

9. Чрезмерно осуждающее: Человек не прощает себя и других, навешивает ярлыки  и выносит мысленный приговор себе или другому.  Например: «я неудачник», «он плохой человек».

 

ТЕСТ ЭЛЛИСА

 

1 - полностью согласен

2 - в основном согласен

3 - скорее согласен

4 - скорее не согласен

5 - в основном не согласен

6 - полностью не согласен

 

1. Иметь дело с некоторыми людьми может быть неприятно, но это никогда не бывает ужасно

 

2. Когда я в чем-то ошибаюсь, то часто говорю себе: «Мне не следовало этого делать».

 

3. Люди, несомненно, должны жить по законам.

 

4. Не существует ничего такого, чего я «не выношу».

 

5. Если меня игнорируют или я чувствую себя неуклюжим на вечеринке, то у меня понижается чувство собственной ценности.

 

6. Некоторые ситуации в общении с другими людьми действительно совершенно ужасны.

 

7. В некоторых вопросах я определенно должен быть более компетентным

 

8. Моим родителям следовало бы быть более сдержанными в требованиях, предъявляемых ко мне.

 

9. Существуют вещи, которые я не могу вынести.

 

10. Мое чувство «собственной ценности» не повышается, даже если у меня есть действительно большие успехи в учебе или работе.

 

11. Некоторые дети ведут себя действительно ужасно.

 

12. Я не должен был совершать несколько очевидных ошибок в моей жизни.

 

13. Если мои друзья пообещали сделать для меня что-то очень важное, они не обязаны выполнять своих обещаний.

 

14. Я не могу иметь дело с моими друзьями или моими детьми, если они ведут себя глупо, дико или неправильно в той или иной ситуации.

 

15. Если оценивать людей по тому, что они делают, то их можно разделить на «хороших» и «плохих».

 

16. Бывают такие периоды в жизни, когда другие люди делают по отношению ко мне действительно совершенно ужасные вещи.

 

17. В жизни нет ничего такого, что я действительно обязан делать.

 

18. Дети должны в конце концов научиться выполнять свои обязанности.

 

19. Иногда я просто не в состоянии вынести мои низкие достижения в учебе и на работе.

 

20. Даже когда я делаю серьезные ошибки и причиняю боль окружающим, мое самоуважение не меняется.

 

21. Это было бы ужасно, если бы я не смог добиться расположения людей, которых я люблю.

 

22. Мне бы хотелось лучше учиться или работать, однако нет никаких оснований считать, что я должен добиваться этого во что бы то ни стало.

 

23. Я убежден, что люди определенно не должны плохо себя вести в общественных местах.

 

24. Я просто не выношу сильного давления на меня или стресса.

 

25. Одобрение или неодобрение моих друзей или членов моей семьи не влияет на то, как я оцениваю самого себя.

 

26. Было бы жалко, но не ужасно, если бы кто-то из членов моей семьи имел бы серьезные проблемы со здоровьем.

 

27. Если я принял решение сделать что-то, я обязательно должен сделать это очень хорошо.

 

28. В общем, я нормально отношусь к тому, что подростки ведут себя иначе, чем взрослые, например поздно просыпаются по утрам или разбрасывают книжки или одежду на полу в своей комнате.

 

29. Я не выношу некоторых вещей, которые делают мои друзья или члены моей семьи.

 

30. Тот, кто постоянно грешит или приносит зло окружающим - плохой человек.

 

31. Было бы ужасно, если бы кто-то из тех, кого я люблю, заболел психическим заболеванием и оказался бы в психиатрической больнице.

 

32. Я должен быть абсолютно уверен, что все идет хорошо в наиболее важных сферах моей жизни.

 

33. Если для меня это важно, мои друзья должны стремиться сделать все, о чем я их попрошу.

 

34. Я легко переношу неприятные ситуации, в которые попадаю, так же как неприятное общение со знакомыми.

 

35. От того, как меня оценивают окружающие (друзья, начальники, учителя), зависит, как я оцениваю самого себя.

36. Это ужасно, когда мои друзья ведут себя плохо и неправильно в общественных местах.

 

37. Я точно не должен делать некоторые ошибки, которые я продолжаю делать.

 

38. Я не считаю, что члены моей семьи должны действовать именно так, как мне хочется.

 

39. Это совершенно невыносимо, когда все идет не так, как мне хочется.

 

40. Я часто оцениваю себя по своим успехам на работе и в школе или же по своим социальным достижениям.

 

41. Это будет ужасно, если я потерплю полный крах в работе или учебе.

 

42. Я как человек не должен быть лучше, чем я есть на самом деле.

 

43. Определенно существуют некоторые вещи, которые окружающие люди не должны делать.

 

44. Иногда (на работе или в школе) люди совершают поступки, которых я совершенно не выношу.

 

45. Если у меня возникают серьезные эмоциональные проблемы или я нарушаю законы, мое чувство собственной ценности понижается.

 

46. Даже очень плохие, отвратительные ситуации, в которых человек терпит неудачу, лишается денег или работы, не являются ужасными.

 

47. Есть несколько существенных причин, почему я не должен делать ошибок в школе или на работе.

 

48. Несомненно, что члены моей семьи должны лучше обо мне заботиться, чем они это иногда делают.

 

49. Даже если мои друзья ведут себя иначе, чем я от них ожидаю, я продолжаю относиться к ним с пониманием и принятием.

 

50. Важно учить детей тому, чтобы они были «хорошими мальчиками» и «хорошими девочками»: прилежно учились в школе и зарабатывали одобрение своих родителей.

 

Проверьте, пожалуйста, ответили ли вы на все вопросы.

 

Ключ к тесту Эллиса