Логотип Юлии Карповой

 

 

Прежде, чем критиковать, важно ответить себе на несколько вопросов: 

 

1. Зачем мне критиковать?

2. Кого критиковать?

3. Как?

 

Это вопросы не праздные.

 

Ответы на них позволяют взрослой личности сохранять собственное достоинство, проявлять уважение к окружающим, выстаивать доброжелательное конструктивное взаимодействие с окружающими людьми.

 

Давайте разбираться.

 

1. Зачем мне критиковать?

Какую цель я преследую? Какой результат я ожидаю получить с помощью своей критики? А какой результат получаю?

И здесь есть несколько вариантов ответов: - критикуя других, я хочу повысить собственную самооценку, значимость, нужность, ценность.

Кажется, это легкий и доступный способ чувствовать себя хорошо.

Увы! Это чистой воды манипуляция.

Манипуляция злая, унижение другого для того, чтобы мне стало легче. Она дает кратковременное облегчение, а потом повергает в еще большее уныние и роняет самооценку. Важно осознать это. Хоть и сложно и неприятно. И от такой критики сразу отказаться. Она собственную жизнь делает хуже, и отношения с окружающими разрушает. - я хочу, чтобы в личных со мной отношениях (родители, партнеры, друзья, соседи, взрослые дети) человек изменился, изменил свое поведение и отношение ко мне.

В этой ситуации критика бесполезна.

Мы не в состоянии изменить другого, перечеркнуть его личный опыт, эмоции, особенности характера, отношение к нам.

Все, что мы можем, это сообщить, какие эмоции у нас вызывает его поведение, реакции или действия, и попросить действовать так, как нам бы хотелось.

 

А человек, в зависимости от личных целей и интересов, сам выбирает, менять ему что-то, или продолжать действовать так же. - в деловом взаимодействии (коллеги, подчиненные) я хочу получать лучший результат в работе, увеличивать прибыль, оптимизировать затраты. И моя функциональная позиция позволяет это делать.

Тогда критика может быть уместна, и, действительна, важна форма подачи критики.

 

2. Кого критиковать?

Кто эти люди и какие у меня с ними взаимоотношения? - если это родители.

Критиковать их действия, реакции, отношения, иметь претензии у нас нет права!

И это очень важно осознать.

Родители взрослые дееспособные люди. Они живут свою жизнь исходя из собственных возможностей, умений и убеждений. Они дали нам все, что могли дать. Они дали нам то, что мы не можем дать себе сами – это жизнь. Все остальное, что они дали – это бонус!

Если же вам чего – то не хватило, дайте это себе сами! Взрослость человека начинается не с возрастом, а тогда, когда уходят обиды, претензии, критика, поучения по отношению к родителям. - если это личные отношения: партнеры, друзья, взрослые дети, то критика их действий часто связана с тем, что их поведение не соответствует нашим ожиданиям, тому, что мы для себя придумали. А люди живут вовсе не для того, чтобы соответствовать нашим ожиданиям. Они живут свою единственную уникальную жизнь, как могут и понимают. В этих ситуациях нужна не критика, а честные открытые переговоры, кода вы проясняете интересы своих партеров, предъявляете собственные и договариваетесь. - если это деловые взаимодействия, и вы имеете функциональное (на основе должности и функциональных обязанностей) право на критику, то критикуйте корректно

 

3. Как критиковать? - в большинстве случаев вместо критики стоит использовать «Я- послание».

 

Структура «Я-послания» выглядит так: - когда ты делаешь то-то (реагируешь, выдаешь эмоцию, не выполняешь обещание…), я чувствую то-то (пугаюсь, расстраиваюсь, сержусь…), потому, что (обоснование, по какой причине я это чувствую).

Пожалуйста, делай следующий раз то-то (просьба, как изменить свое поведение). - часто, вместо критики стоит проводить переговоры.

Осознать и продумать, чего я хочу, какие мои интересы. Предложить партнеру поговорить. Прояснить его интересы. И совместно искать общий выигрыш. - и если без критики никак не обойтись, то используйте самый эффективный способ – конструктивную обратную связь. Это не привычная нам критика «ну кто ж так делает!», «ну ты сказал», «нет, ну ты нормальный»…

 

Это навык, который требует усилий и наработки, и при этом дает наилучший результат.

Форма конструктивной обратной связи: плюс – дельта.

По результатам работы, взаимодействия, поведения, вы сначала сообщаете партнеру, что было в его действиях эффективно, успешно, здорово (его конкретные действия, которые всегда можно найти даже в самых провальных ситуациях), а после этого не тыкаете его в ошибки, просчеты и огрехи, а говорите о том, что конкретно стоит следующий раз сделать по-другому, изменить, улучшить, добавить.

Такая критика, выданная эмоционально спокойно, в идеале доброжелательно, дает возможность человеку реально скорректировать свое поведение, и не вызывает обиды, сопротивления и агрессии.

 

Удачи вам!

 

 

 

Как правильно критиковать?

Как работать с неприятным человеком