Логотип Юлии Карповой

Осознанность подросткового возраста


Наверное, ты обратил внимание, что слово «осознанность» встречается в нашем разговоре достаточно часто. Осознанность как особое отношение к происходящему дает много преимуществ, одно из которых – возможность управлять своей жизнью и своим душевным состоянием, улучшать качество жизни во всех смыслах. Начав разговор об архетипе Внутреннего ребенка, мы уже обращались к вопросу, зачем это делать – погружаться во внутренний мир своего детства и расставлять там точки над «i». 
Слишком часто события нашего детского и подросткового возрастов влияют на нашу жизнь здесь и сейчас, на наше нынешнее состояние, физическое и душевное. Ребенок, как и подросток, переживает эмоции во всей полноте, на сто процентов, иначе он просто не умеет. Взрослый же человек склонен обосновывать и логически объяснять свои чувства и переживания. Вернувшись на время в состояние ребенка или подростка, взаимодействуя с этими архетипами на уровне эмоций и ощущений, мы имеем возможность существенно облегчить свою жизнь в настоящем времени. Появляется реальный шанс сделать ее более «экологичной» в отношении переживаемых эмоций, образа мыслей, качества ощущений и взаимодействия с другими людьми.

 
Упражнение «Когда ты был подростком»


Для этого упражнения нужно 10-15 минут. Желательно, чтобы была возможность ни на что не отвлекаться, поскольку это упражнение - визуализация. 
Если в твоем окружении есть человек, которого ты можешь попросить помочь тебе выполнить это упражнение, которому ты доверяешь, воспользуйся его помощью. Так тебе будет легче сосредоточиться на  визуализации.

В этом случае попроси своего помощника медленно, спокойно и негромко читать вслух текст визуализации, в то время как ты будешь ее выполнять. Твоему помощнику не нужно ничего добавлять в текст от себя, достаточно просто медленно, с паузами прочесть вслух написанное. Тебе также не нужно ничего произносить вслух или обсуждать с ним увиденное тобой в ходе визуализации. Если же ты решишь выполнить упражнение самостоятельно, сначала прочти внимательно инструкцию, а потом выполни упражнение по памяти. 


Для того чтобы подготовиться к визуализации, тебе потребуется войти в состояние глубокой соединенности с собой, как в упражнении «Интраскоп». 


Текст визуализации:

 

Ты – подросток. Закончился учебный день. Ты идешь знакомым путем из школы домой.  

Какое сейчас время года?  

Что ты видишь, возвращаясь домой из школы? Какие звуки ты слышишь, идя домой из школы? Во что ты одет? Ты идешь один или с кем-то? Кто это? Какие у тебя с ним отношения?

Какие ощущения испытываешь? Как ты себя чувствуешь?

Ты подходишь к дому. Как выглядит твой дом, подъезд? 
Ты входишь в свою квартиру. Какая она?

Чем в ней пахнет? Она светлая или темная?

Есть ли кто-то дома, когда ты вернулся домой из школы? Какие взаимоотношения у тебя с тем, кто дома? Войди в свою комнату или в то место, где ты обитаешь. Как она выглядит?

Ты один владеешь этим пространством или делишь его с кем-то?

Как ты себя чувствуешь в своей комнате?


Найди зеркало и рассмотри подростка в нем. У тебя есть возможность мысленно пообщаться с ним, сказать ему что-то важное.  Теперь выйди из квартиры, спустись по лестнице, выйди во двор.

Как он выглядит?

Есть ли там какие-то люди?

Знакомы ли они тебе?

 

Осмотрись, обрати внимание на свои ощущения и эмоции. Когда будешь готов, медленно, следя за дыханием, возвращайся в реальность. 


 Запиши свои чувства, ощущения и мысли. Что тебя удивило, когда ты выполнял эту визуализацию? Что неприятно/ приятно поразило? Что было самым важным? 
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Архетип Внутреннего подростка


Давай поговорим о том, что происходит с подростком и кто это – Внутренний подросток.

Для начала – вопрос: о каком конкретно возрасте идет речь?

Границы здесь очень условны, однако имеет смысл учитывать, что подростком можно считать того, кто достиг одиннадцати лет вплоть до семнадцатилетнего возраста.

В зависимости от географии проживания, культурных особенностей страны, индивидуальной физиологии человека эти границы могут смещаться до 13 и 15 лет соответственно. Итак, диапазон довольно широк: 11 (13) лет – 15 (17) лет. 


Что же происходит за эти несколько лет?

Знаешь, события «внутри» человека и с ним самим в данном случае можно назвать революцией вселенского масштаба. Для начала скажем о том, что у подростка многократно обостряется эмпатия, и могут случаться так называемые «эмпатические залипания» в других людей. 
Так, подростка как магнитом притягивает чужая несчастная любовь, жизненные трудности, отверженность и самые разные психологические проблемы других людей.

Именно в подростковом возрасте трагедия Ромео и Джульетты может произвести неизгладимое, даже слишком сильное впечатление и даже может быть воспринята подростком как «руководство к действию».  Происходит это, как правило, неосознанно, а оттого неуправляемо и тяжело.


Кроме того, организм в этот период интенсивно взрослеет: усиливается гормональный фон, тело резко начинает меняться, и организм не всегда легко справляется с происходящими переменами. Выглядит подросток часто не лучшим образом: появляются проблемы с кожей, меняются черты лица, комплекция кажется непропорциональной из-за интенсивного, но неравномерного роста.  И отражение в зеркале в этот период жизни мало кого радует, на то есть объективные причины, но для подростка они остаются за гранью понимания, главное, что он часто видит, - «я некрасивый», «я ужасно выгляжу», «я урод».

 
Подростковый возраст является кризисным еще и потому, что авторитет родителей, такой сильный еще несколько лет назад, перестает восприниматься.

Родители больше не Всесильные Боги, как это было для ребенка, они теперь – безнадежно устаревшие «предки», доверия к которым совсем немного. Со сверстниками у подростка тоже пока еще не сложилось доверительных отношений, они находятся в похожей ситуации, и поэтому каждый часто оказывается один на один со своими проблемами. 


В 13-14 лет происходит так называемый кризис целеполагания с центральным вопросом «Зачем я живу?». И начинается интенсивная проверка подростком границ человеческих  (и лично его) возможностей, границ дозволенного и границ жизни. Самая высокая смертность прослеживается именно в этом возрасте, потому что не всегда личность подростка выдерживает такие проверки.

 

 


 

Предыдущая страница

Следующая страница

Архетип внутреннего ребенка
Зачем возвращаться в детство